Четверг, 02.05.2024, 18:20
МОУ СОШ №16 г.о. Орехово-Зуево
Приветствую Вас, Гость!

Главная
Меню сайта
Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените школьный сайт
Всего ответов: 645

Значение устного народного  творчества в воспитании и  обучении  младших  школьников

Устное народное творчество стояло у истоков мировой литературы. В настоящее время трудно представить нашу речь без народных пословиц и поговорок, которые делают нашу речь ярче, самобытнее и интереснее. На своих уроках я стараюсь как можно чаще работать с пословицами,поговорками, загадками, учу детей правильно понимать их смысл и уместно употреблять в жизненных ситуациях и в повседневной речи.
         Все пословицы и поговорки, которые я подбираю и применяю  на уроках русского языка доступны пониманию учащихся. Так на уроке во 2-ом классе по теме: «Разделительный мягкий знак» после сопоставления разделительного мягкого знака  и мягкого знака-показателя мягкости согласных предлагаю учащимся пословицы  записанные на доске:  Больше дела меньше слов .От желанья к исполненью приложи уменье.  После работы над смысловым значением пословиц даю задание: сначала выписать пословицу , где есть слова с разделительным  мягким знаком, потом пословицу ,где мягкий знак смягчает предшествующий согласный звук. Далее провожу проверку работы. Дети доказывают правильность выполнения задания с помощью правила. Итак  одни пословицы ученики списывали с доски, другие комментировали или писали под диктовку, проводили выборочную работу. В общем в любом виде работ обязательным являлось нахождение всех знакомых орфограмм, выявление переносного значения пословиц.
          Другой фольклорный жанр – это загадки .Загадки я использую на уроках русского языка, литературы, окружающего мира и на внеклассной деятельности. Дети любят отгадывать загадки и даже придумывать свои. По своим художественным особенностям загадки весьма разнообразны. Наиболее часты загадки –метафоры (Красное коромысло над лесом повисло.) Много загадок основано на описании одного или нескольких признаков предмета (Летит –воет, сядет –землю роет.) Особую группу составляют арифметические  загадки-шутки и замысловатые вопросы ,построенные на игре слов и их многозначности.(Москву заводили, что первый гвоздь вколотили.)
            Обрядовая поэзия тоже очень интересный жанр фольклора.Я очень люблю использовать обрядовую поэзию на уроках изобразительного искусства и во  внеклассной работе. Каждый год я веду своих учеников  вместе с родителями в лес на проводы зимы. Проведению этого мероприятия предшествует большая работа .На уроках труда мы вместе с детьми несколько часов делаем чучело Зимы, разучиваем масленичные песни и народные игры, родители к этому дню пекут блины. С родительским комитетом мы заранее находим место в лесу, где можно было бы разжечь костер и где дети могли бы поиграть и покататься с горы.  В течении всей масленичной недели я детям рассказываю о том, что обозначает данный день недели  и провожу урок изобразительного искусства И вот настает последний день масленичной недели-прощенное воскресение . Мы вместе с родителями и детьми встречаемся около леса в районе Карасово и идем на заранее выбранное нами место. Придя на место проведения мероприятия ,родители занимаются разведением костра, устройством чаепития. Мы с детьми в это время собираем хворост для поддержания костра, играем в игры , катаемся с горы.  Затем все вместе мы сжигаем чучело Зимы и я рассказываю ,что это обозначает. Нас уже ждет горячий чай с блинами. После чаепития провожу игры-соревнования между родителями по перетягиванию  каната, веселые эстафеты.   Детям нравится этот праздник и они каждый год ждут его с нетерпением.
             А вот еще один жанр фольклора-былины. Для самостоятельного чтения –это достаточно трудный жанр, так как в былинах очень много устаревших слов , которые требуют дополнительного толкования, в словах стоит непривычное для современного человека ударение. Поэтому при работе с былиной я первоначально читаю ее сам, обращая внимание на необычность ударения. Затем я задаю несколько вопросов по содержанию былины и очень много внимания уделяю словарной работе : как объяснению слов , так и правильному их чтению.
             Все жанры фольклора, о которых я рассказала в своей работе   имеют огромное воспитательное  и обучающее значение. Историческая ценность фольклора является в том, что он является духовной биографией трудового народа, поэтической летописью его многовековой жизни и борьбы. Рожденное в труде , народное творчество отразило все стадии освоения человеком природы, развития его сознания.
            Фольклор дает не только историческую картину духовного развития народа Из произведений всех его жанров выступает многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер всего русского народа. Мужественный ,сильный, суровый по былинам и историческим песням; хитроватый, насмешливый и озорной- по бытовым сказкам: веселый ,задорный, неунывающий- по плясовым и шуточным песням; грустный, глубоко чувствующий и переживающий -по лирическим песням; мудрый, наблюдательный, остроумный- по  пословицам -таков русский народ во всем его величии простоте и красоте.
Борисова  И.А.

Copyright MyCorp © 2024