Понедельник, 06.05.2024, 01:07
МОУ СОШ №16 г.о. Орехово-Зуево
Приветствую Вас, Гость!

Главная
Меню сайта
Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените школьный сайт
Всего ответов: 645

 Иновационно-экспериментальная работа в школе по внедрению правового образования в школе.
 

 Необходимость  правовых  знаний  и   воспитания  правовой  культуры  у  подрастающего   поколения,  продиктованная  демократическим   развитием  общества  и  свободного   экономического  развития  страны.


       В  современной  социально-экономической  ситуации, в  условиях  модернизации  образования   школа,  являясь  основным  социальным  институтом  общества,  призвана  выполнить  новый  социальный  заказ  -   воспитание  активной,  предприимчивой  личности,  способной  к  новаторско – преобразующей  деятельности.


        Сегодня  школа  прилагает  немало  усилий,  чтобы  воспитать  будущих  самостоятельных  граждан   России.  Гражданин,  в  представлении  современных  педагогов,  это  личность,  не  только  овладевшая  определенной  суммой  знаний,  но  еще  и  активная,  инициативная  личность,  способная  к  творческому  самовыражению. Для  реализации  этой  задачи,  педагоги, психологи, методисты,  выступая  единым  фронтом,  ведут  поиск  и  отбор  эффективных  вариантов  и  моделей  образования  и  воспитания,  форм,  методов  и  технологий.


        МОУ  СОШ  № 16  г. Орехово-Зуево  отдает  предпочтение  социально-правовой  модели  и  здоровьесберегающим  и  развивающим  технологиям.  Суть этой модели  в  создании  механизма  выявления, компенсации  и  устранения  причин  дискомфорта  участников  образовательного  процесса.  Это  целый  комплекс  мероприятий,  усилий  всего  педагогического  коллектива  по  воспитанию  школьников  достойными  и  ответственными  гражданами  России, уважающими  национальные  и  универсальные  ценности.


      Необходимость  правовых  знаний  и  воспитания  правовой  культуры  у  подрастающего  поколения  продиктована   демократическим  развитием  общества  и  свободного  экономического  развития  страны.  Оценивая  готовность  наших  выпускников  к  повседневной  жизни, удивляешься  тому,  как  много  они  усвоили  информации,  которая  большинству  из  них  может  не  пригодиться  в  жизни. Например, выпускник  школы  знает  как  «Отче  наш»  чем  отличается  протон  от  позитрона, но, к  сожалению,  не  имеет  никакого  представления,  в  чем  разница  между  нотариусом  и  судебным  приставом.  Наши  дети  ежедневно  вступают  с  государством, фирмами  и  гражданами  в  правовые  отношения. Они  делают  покупки  в  магазинах  и на  рынке, они  пользуются  услугами  транспорта, сферы  быта, то  есть  выступают  в  роли  потребителей  товаров  и  услуг. Вырастая,  они  становятся  наследниками, арендаторами, предпринимателями, работниками. Таким  образом, круг  правовых  отношений  расширяется. Они  должны  четко  представлять,  что  в  нашей  жизни  урегулировано  правом, уметь  принимать  верное  решение. Поэтому  одной  из  приоритетных  областей  в  образовании, является  преподавание  самостоятельного (модульного)   курса  по  праву,  которое  носит  системный  характер.  Все  11  лет  школьной  жизни  должны  стать  временем  активного  потребления  правовых  знаний. 

           В  МОУ  СОШ    16  выстроена  система   правового  образования  с 5  по  11  классы. В  преподавании  права  как   школьного  предмета   мы  стараемся  реализовать  компетентностный  подход.



В  этой  связи  является  важным  признание  и  понимание  того, что:       


 

  • правовое  образование  является  одним  из  факторов  развития  личности  и   становления   гражданского  общества  в  современной  России;
  • правовые  знания  выступают  не  в  качестве  самоцели,  а  в  качестве  необходимого  средства  воспитания  и  развития  личности;
  • эффективность  правового  образования  требует  системы  и  последовательности;

  • правовое  образование  -  это  не  только  усвоение  определенной суммы  знаний, но  и   социализация  ребенка, освоение  системы  ценностей  и  приоритетов гражданского  общества,  развитие  качеств  и  навыков,  позволяющих  личности эти  ценности  реализовывать,  отстаивать  и  защищать. Наиболее  важное  место  занимают  компетентности  в  сфере  гражданско – общественной  деятельности  и  социально-трудовой.  
Такой  подход  к  преподаванию  права  потребовал  от  нас  и  адекватной  методики,  основополагающими  факторами  которой  являются  развивающий  характер  и  практикоориентированность.  Такая  методика  должна  быть  ориентированна  на:  
 
  • знание  личностью  своих  прав  и  свобод,  умение  реализовывать  их,  не нарушая  прав  и  свобод  других  людей;
  • развитие  способностей  к  диалогу;
  • развитие  критического  мышления;
  • воспитание  чувства  ответственности  за  свои  поступки;
  • выработка  умения  применять  на  практике  полученные  знания.

При преподавании права учителя школы широко  используют  технологию  критического  мышления  и  интерактивные  формы  обучения,  которые  обеспечивают  участие  каждого  ребенка  в  процессе  обучения  и  дают  возможность  проявить  интеллектуальную  состоятельность.


          Много  лет  школа  сотрудничает  с  юридическим  факультетом  МГОПИ. На  основе  соглашения  о  сотрудничестве, школа  предоставляет  базу  для  педагогической  практики  студентов  юридического  факультета,  организует  открытые  уроки  и  воспитательные  мероприятия,  а  также  привлекает  студентов  к  проведению  мероприятий  в  рамках  Месячника  правовых  знаний.


          Значительное  место  в  системе  внеклассно-воспитательной  работы  занимает   правовое  просвещение  и  воспитание.  Несколько  лет  подряд  в  школе  работает  кружок  правовых  знаний  «Право  и  лево»  и  клуб  КЛИО  (клуб  любителей  истории и обществознания),  которыми  руководит Е.Р. Воронкова. Они  позволяют  выявить  ребят,  наиболее  способных  к  активной  социальной  деятельности, а  также  расширить  их   кругозор  дополнительными  занятиями. Ежегодно  они  принимают  активное  участие  в  проведении  мероприятий  Месячника  правовых  знаний. Участники  кружка  разрабатывают  «Правила  безопасного  поведения»,  «Памятки  для  подростков»,  проводят  лекторий  среди  учащихся  школы.


          Ученики  участвуют  в городском движении  волонтеров, принимают  участие  и  являются  победителями  городских  мероприятий  по  гражданскому  и  патриотическому  воспитанию.


          Вот  уже  более  пяти  лет   ученики Е.Р. Воронковой и Л.Н. Воронкова уверенно  держат  первенство  на  городских  олимпиадах  по  праву, были  победителями  Декады  науки, подготовив  коллективный  проект  «Механизмы  защиты  прав  несовершеннолетних».


          Некоторые  из   учеников  избрали  юриспруденцию  своей  профессией,  среди  которых  заместитель  прокурора  города  Исаева  Г.В.,  заведующий  кафедрой  права  Московской  Финансово-юридической  Академии  Маркунцов  С.А., адвокат  городской  юридической  консультации  Камшилина  Е.Л. 
 

           


          Экспериментальная работа по правовому образованию имеет положительные результаты, создает благоприятный фон для формирования мировоззрения учащихся, воспитания будущих граждан, способных оценивать свои поступки, нести за них нравственную и правовую ответственность.


ЭКСПЕРИМЕНТ В 3-ИХ КЛАССАХ ПО ВНЕДРЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

С 01.09.2009 года МОУ СОШ № 16 стала одной из немногих школ московской области, участвующих в введении ФГОС в начальной школе. Перед пилотными школами была поставлена задача экспериментальными и инновационными методами реализовывать основные позиции ФГОС. 

    Активные участники эксперимента по введению ФГОС учителя Дьяконова Н.А., Тулякова В.М., Жбанкова Т.В., Лаптева А.В. , Шарапова Т.А., Маралина Е.В..  Подготовлен пакет нормативно-правовой документации (Основной Образовательной программы начальной школы,  рабочих программ по предметам. ФГОС). Педагогами -инноваторами  разработана система проведения  внеурочной деятельности и просветительской работы среди родителей и коллег. Изучая документы, обучаясь на курсах в ПАПО, мы пришли к выводу, что работа по внедрению ФГОС нового поколения должна коренным образом отличаться от привычно устоявшейся системы. Перед учителями стоит новая задача: воспитание нового гражданина – самостоятельного, активного, социализированного, способного быстро перестроиться в сложившейся ситуации, образованного, который получает удовлетворение от результатов своей деятельности.

         В связи с этим к урокам стали предъявляться новые требования: «Ребенок учится добывать знания самостоятельно, а учитель руководит этим процессом, предоставляя необходимый учебный  материал».  Учитель поддерживает инициативу ученика и обеспечивает приоритет деятельности ребенка. То есть, на уроке главный деятель – это ребенок. Вместе с учебной деятельностью появляется и внеурочная деятельность, на которую возлагается основной смысл духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Основные требования стандарта, отвечая запросам семьи, общества и государства, призваны внести изменения в устоявшуюся систему образования:

  • базисный план включает учебную и внеурочную деятельность (20+10);
  • основная образовательная программа включает в себя программы по учебным предметам, программы воспитания и социализации личности, программу формирования универсальных учебных действий и планируемые результаты.

       Стандарты нового поколения имеют важнейшее значение в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России.


Copyright MyCorp © 2024