Иностранный язык как средство всестороннего воспитания и развития детей младшего школьного возраста.
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача
подрастающему поколению суммы знаний уже не может являться залогом его успешной
интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные,
творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в
ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора
развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность
принимать правильные решения на основании данных из различных источников. В
связи с этим приоритетной целью современного российского образования становится
полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно
очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать
процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Федеральный компонент
образовательного стандарта по иностранным языкам и базисный учебный план, принятый
в Российской Федерации в 2004 году, предусматривает обязательное изучение
иностранных языков со 2 класса начальной
школы с нагрузкой 2 часа в неделю.
В связи с обучением учащихся начальной школы по новым
образовательным стандартам значительная роль в формировании современного типа
учебной деятельности отводится программе по развитию учебных универсальных
действий (УУД).
Суть универсальных учебных действий заключается в умении учиться, т.е.
способности ребенка к саморазвитию и совершенствованию путём сознательного и
активного присвоения нового социального опыта. Содействие образованию ребенка
проявляется и в выборе разнообразных способов оценки учебных и внеучебных
достижений обучающихся. Учитель создает условия для совместной с учащимися
деятельности в данном направлении, предлагая к использованию такие технологии
учета достижений, которые требуют от учащегося развития навыков самооценки,
постановки цели и коррекции процесса учения, а также обеспечивая необходимую
поддержку в их реализации. В современных условиях особенно актуальными
становятся способы учета достижений, основанные на самооценочных процессах
(индивидуальных дневник достижений, портфолио ученика и т.д.).
Иностранный язык как предмет коммуникативного цикла предоставляет разные
возможности для формирования УУД каждого ребенка. Учащиеся начальной школы,
начинающие изучение иностранного языка со 2 класса, характеризуются большей
восприимчивостью к обучению иноязычной речи. Цель обучения иностранным языкам в
начальной школе состоит в формировании основ коммуникативной компетентности,
т.е. минимального уровня владения иностранным языком, который позволит им
осуществлять иноязычное общение в различных ситуациях.
Обучение иностранному языку в начальной школе имеет определенную специфику в сравнении с
последующими ступенями обучения, именно в начальной школе происходит активное
накопление языковых средств, необходимых для решения последующих
коммуникативных задач.
Именно в начальной школе на уроках происходит развитие личностных качеств
детей: коммуникабельности, способности к социальному взаимодействию,
самостоятельности.
Кроме того решаются задачи:
1.
создания мотивации к изучению иностранных
языков, как средства общения;
2.
развития языковых способностей, познавательных
интересов, памяти и мышления;
3.
развития творческих способностей, фантазии,
эмоциональной отзывчивости;
4.
развития мотивационно-волевых качеств ребенка.
На уроках иностранного языка в начальной школе даются элементарные страноведческие знания, происходит первое знакомство с англо-говорящими
странами, которое продолжается на всех последующих этапах обучения с
постепенным усложнением лексического и грамматического материала и расширением
его объема
Основными принципами обучения
иностранному языку младших школьников является:
- Комплексное решение
вышеперечисленных задач, развитие и воспитание детей средствами
иностранного языка с акцентом на задаче развития личности КАЖДОГО ребенка.
- Опора на ведущую (игровую)
деятельность при формировании коммуникативной компетенции.
- Опора на имеющийся опыт в
родном языке.
- Осуществление
индивидуального подхода к каждому и дифференциация форм взаимодействия
учителя и ребенка.
- Интеграция иностранного
языка с предметами деятельностного характера (музыкой, ИЗО,
театрализованной деятельностью и т.д.)
- Использование средств
предметной и изобразительной наглядности.
- Создание на занятиях
обстановки психологического комфорта.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать
речевую деятельность с другими видами деятельности: игровой, познавательной,
художественной.
В результате обучения в начальной школе
у учащихся формируются продуктивные
и рецептивные речевые умения, развиваются социокультурная и
учебно-познавательная компетенция.
Изучение иностранного языка способствует развитию речевых навыков младших
школьников, что должно положительно сказываться на развитии речи на русском
языке и, прежде всего, на умении слушать других людей, взаимодействовать с
ними, планировать простейшее монологическое высказывание.
Учитель английского
языка Бабушкина О.Е.
|