Публикация в «Интернет – журнале», ППП.ru (Поддержка.Партнерство.Понимание.ru) 1- 2012г (№2).
раздел Педагогический альбом, стр. 17 - 19
Бабушкина Ольга Евгеньевна
МОУ СОШ № 16, заместитель директора по УВР
(Ссылка: ozguo@yandex.ru Internet-zhurnal_n1_2.2012)
«Реализация ФГОС второго поколения на первой ступени образования на уроках иностранного языка и внеурочной деятельности» (городской семинар учителей иностранных языков, декабрь 2011г.)
С 1 сентября 2011 года все школы РФ перешли на ФГОС нового поколения в начальной школе
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников. В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного образования:
· научить получать знания, то есть учить учиться;
· научить трудиться – работать и зарабатывать,
· то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия.
· И научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни.
Наша школа является «пилотной» и с 2010 г. мы принимаем участие в эксперименте по внедрению ФГОС второго поколения в НШ, а это означает, что мы первыми перейдем на ФГОС в основной и средней школе.
Что такое ФГОС НОО?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования, поскольку является тем звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) второго поколения.
ФГОС начального общего образования должен обеспечивать:
1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
2. преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Структура стандартов включает три группы требований:
· к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
· к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
· к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения:
· личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
· метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); и, наконец,
· предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания,
Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. А основная задача начальной школы – развитие у учащихся основ коммуникативной компетенции. Однако, данная задача предполагает не только наличие у школьников практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на уроке. А принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. использования педагогической технологии. Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий. Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемыйхарактер. Иностранный язык как общеобразовательный предмет обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом и вносит свой вклад в решение поставленных задач, а обучение иностранному языку школьников расширяет возможности их интеллектуального развития. Считается, что начальный этап обучения иностранным языкам является основополагающим и качество обучения на данном этапе во многом предопределяет дальнейшие успехи ребенка в изучении иностранных языков на последующих этапах, а также формирует его отношение к языку. Дети любознательны и с интересом и радостью начинают изучать иностранный язык, который является для них чем-то новым, необычным, поэтому для успешного обучения языку важно сохранить этот интерес как можно дольше. 45 минут! Это много или мало? Смотря с чьей стороны посмотреть! Если мы окажемся учениками 1- 2 класса, то урок длинною в 30 - 45 минут может показаться вечностью! Особенно, если урок не интересный, не привлекательный и скучный. А если учитель говорит не на родном языке, да еще и заставляет повторять какие- то иностранные слова, заставляет читать на чужом языке… Это может показаться кошмаром! К чему все эти слова? К тому, что мы должны задуматься над тем, как построить обучение иностранному языку в начальной школе, учитывая потребности и интересы детей, а не только требования программы! Учитель иностранного языка должен продумать свою работу так, чтобы урок не ужасал детей, не утомлял, а пролетал незаметно! И здесь на помощь может придти не только смекалка педагога! Игры, песенки, стихи, драматизации… Давайте поиграем с детьми на уроках! Не зря великие педагоги говорили о значимости данного приема, как в области воспитания, так и в области образования. К. Д. Ушинский писал: «Игра — своеобразный род деятельности, при том свободной и обязательно сознательной деятельности… Для дитяти игра — действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание».Использование ролевых игр, игр-драматизаций, инсценировки является одним из эффективных средств развития познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка. Детально продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера. В связи с этим игры на уроках иностранного языка должны являться неотъемлемой частью методической организации урока, особенно на начальной ступени обучения.Говорить о роли игры в жизни ребенка можно долго и бесконечно, но остановимся на том, что без игры жизнь ребенка невозможна. Так же без игры не представляются и занятия по иностранному языку в начальной школе. Ведь, играя, дети учатся решать элементарные коммуникативные задачи и незаметно для себя овладевают новыми словами и грамматическими структурами.В процессе обучения инсценировка, театральные постановки и игры - драматизации являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое препятствие как «языковой барьер», становится легко преодолимым, как только дети попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Игры - драматизации превращают неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове ребенка во вдохновенного артиста, произносящего свои фразы на одном дыхании, а также играют важную роль в овладении навыками коммуникативной компетенции.Ролевые игры и элементы драмы повышают мотивацию у школьников и способствуют развитию коммуникативных языковых навыков. Использование драмы на уроках и во внеурочных занятиях помогает учителю расширить социокультурный уровень учеников, пополнить их словарный запас. Все учащиеся обычно хотят принять участие в постановках. Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность тех детей, для которых изучение языка само по себе является трудной и непостижимой (по их мнению) задачей. Во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело, что, естественно, невозможно без применения знаний и умений, полученных во время занятий по иностранному языку. Конечно, работа по постановке инсценировок – очень сложный и трудоемкий процесс, поскольку дети неусидчивы, их внимание рассеяно. Педагогу приходится постоянно поддерживать интерес детей к происходящему, уделять внимание каждому участнику постановки, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, направлять работу учащихся, ответственных за постановку, костюмы, музыкальное сопровождение, декорации, реквизит. Очень важным моментом в театрализованных постановках является то, что дети, играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются и, даже допуская явные ошибки в речи, не теряются, а лишь ссылаются на тот факт, что ошибка допущена не ими, а теми персонажами, которых они играют. Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не только в результате и в продукте творчества, но и в самом процессе. Важно то, что дети создают, творят. У них развивается творческое воображение, которое они могут воплотить в спектакле. В настоящей детской постановке все – от завязки до развязки драмы – должно быть сделано в сотрудничестве детей и взрослых, их руками и воображением, и тогда только драматическое творчество получит видимый результат и удовлетворение от проделанной работы. На вопрос, какие ассоциации вызывает слово "Drama” , многие учителя отвечают, что это серьезные спектакли, связанные с глубокими эмоциями, страданиями и подразумевающими долгие репетиции. Но драма это гораздо более широкое понятие. Я бы хотела процитировать следующие слова: "Drama is doing. Drama is being. Drama is such a normal thing. ”(A. Maley), и добавить, что драматизация просто жизненно необходима в процессе обучения и воспитания школьников. Увлекательный мир спектаклей, песен, игр, импровизаций, имитаций, может оказать учителю неоценимую помощь в формировании и развитии языковой компетенции, решении задач эстетического воспитания, творческих способностей детей. Драма близка ребенку, так как динамична, действенна и напоминает мир игры, в котором он живет. Это то, во что мы вовлечены в повседневной жизни, когда сталкиваемся с разными ситуациями. Деятельность, которая стимулирует наше воображение, пробуждает чувства и воодушевляет нас играть разные роли, может называться драмой. В изучении языка драматизация превращает предмет в приятное занятие и освобождает изучающих язык от оков страха. Занимаясь одним общим делом, учитель и его ученики становятся единомышленниками, а значит:
· разрушается непонимание между учителем и учеником;
· учитель становится менее доминантным;
· создается атмосфера доверия, и улучшаются отношения учителя с учениками;
· дети становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе;
· дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу;
Учителя не должны бояться показаться непрофессиональными с точки зрения режиссуры и драматургии, так как конечная цель постановки не создание театрального шедевра, а вовлечение детей в творческий процесс обучения языку. Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально-экономическими процессами, которые идут в нашем обществе. И в первую очередь – постоянно растущим потоком информации, постоянно изменяющимися условиями жизни и постоянно возникающими новыми требованиями к человеку. Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в первую очередь его психологические качества, способность общаться и получать информацию. А это значит, что сегодня школа ставит перед собой главную задачу – научить ребенка учиться!
Каким же через 2,5 года должен стать по новым требованиям сегодняшний второклассник? Главное – позитивно настроенным: и на получение знаний, и на общение с другими, имеющим ценности и желающим быть активным и способным реализовывать свою индивидуальность.