Публикация в «Интернет – журнале»,
ППП.ru (Поддержка.Партнерство.Понимание.ru) 1- 2012г (№2).
раздел Педагогический альбом, стр.
17 - 19
Бабушкина Ольга Евгеньевна
МОУ СОШ № 16, заместитель
директора по УВР
(Ссылка: ozguo@yandex.ru Internet-zhurnal_n1_2.2012)
«Реализация ФГОС
второго поколения на первой ступени образования на уроках иностранного языка и
внеурочной деятельности» (городской семинар учителей иностранных языков, декабрь 2011г.)
С 1 сентября 2011 года все школы РФ перешли на ФГОС
нового поколения в начальной школе
В современном
стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению
суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу
сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому
главными факторами для построения личностного вектора развития становятся
умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные
решения на основании данных из различных источников. В итоговом докладе ЮНЕСКО
определены приоритеты современного образования:
·
научить
получать знания, то есть учить учиться;
·
научить
трудиться – работать и зарабатывать,
·
то
есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия.
·
И
научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение
для совместной жизни.
Наша школа является
«пилотной» и с 2010 г. мы принимаем участие в эксперименте по внедрению ФГОС
второго поколения в НШ, а это означает, что мы первыми перейдем на ФГОС в
основной и средней школе.
Что такое ФГОС НОО?
Федеральные
государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии
с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой
«совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных
программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями,
имеющими государственную аккредитацию».
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей
системе образования, поскольку является тем звено, которое должно обеспечить
целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной
культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить
современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального
образования - основная задача федеральных государственных образовательных
стандартов (далее ФГОС) второго поколения.
ФГОС начального
общего образования должен обеспечивать:
1.
единство
образовательного пространства Российской Федерации;
2.
преемственность
основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Структура стандартов включает три группы требований:
·
к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования;
·
к
структуре основной образовательной программы начального общего образования, в
том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы
начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной
части основной образовательной программы начального общего образования и части,
формируемой участниками образовательного процесса;
·
к
условиям реализации основной образовательной программы начального общего
образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения
основной образовательной программы начального общего образования учитывают
возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального
общего образования, самоценность ступени начального общего образования как
фундамента всего последующего образования.
Требования задают ориентиры оценки личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения:
·
личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
·
метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные); и, наконец,
·
предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания,
Планируемые результаты являются обязательной составной
частью основной образовательной программы начального общего образования.
Сегодня в центре
внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная
цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной
деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели
развития личности.
Основной
целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие
коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению
иностранным языком. А основная задача начальной школы – развитие
у учащихся основ коммуникативной компетенции. Однако, данная задача
предполагает не только наличие у школьников практических умений, но и
определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в
контакт, активности на уроке. А принцип активности ребенка в процессе обучения был
и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается
такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации,
осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и
соответствием социальным нормам.
Такого рода
активность сама по себе возникает не часто, она является следствием
целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации
педагогической среды, т.е. использования педагогической технологии. Одним из
важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение
новых педагогических технологий. Педагогическая технология - это такое
построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия
представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение
предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемыйхарактер.
Иностранный язык как общеобразовательный предмет обладает большим
воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом и вносит свой вклад в
решение поставленных задач, а обучение иностранному языку школьников расширяет
возможности их интеллектуального развития. Считается, что начальный этап
обучения иностранным языкам является основополагающим и качество обучения на
данном этапе во многом предопределяет дальнейшие успехи ребенка в изучении
иностранных языков на последующих этапах, а также формирует его отношение к
языку. Дети любознательны и с
интересом и радостью начинают изучать иностранный язык, который является для
них чем-то новым, необычным, поэтому для успешного обучения языку важно
сохранить этот интерес как можно дольше. 45 минут! Это много или мало? Смотря с
чьей стороны посмотреть! Если мы окажемся учениками 1- 2 класса, то урок
длинною в 30 - 45 минут может показаться вечностью! Особенно, если урок не
интересный, не привлекательный и скучный. А если учитель говорит не на родном
языке, да еще и заставляет повторять какие- то иностранные слова, заставляет
читать на чужом языке… Это может показаться кошмаром! К чему все эти слова? К
тому, что мы должны задуматься над тем, как построить обучение иностранному
языку в начальной школе, учитывая потребности и интересы детей, а не только
требования программы! Учитель иностранного языка должен продумать свою работу
так, чтобы урок не ужасал детей, не утомлял, а пролетал незаметно! И здесь на
помощь может придти не только смекалка педагога! Игры, песенки, стихи, драматизации…
Давайте поиграем с детьми на уроках! Не зря великие педагоги говорили о
значимости данного приема, как в области воспитания, так и в области
образования. К. Д. Ушинский писал: «Игра
— своеобразный род деятельности, при том свободной и обязательно сознательной
деятельности… Для дитяти игра — действительность, и действительность, гораздо
более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно
потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его
собственное создание».Использование ролевых игр,
игр-драматизаций, инсценировки является одним из эффективных средств развития
познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка. Детально
продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом
обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и
воспитательного, развивающего и образовательного характера. В связи с этим игры
на уроках иностранного языка должны являться неотъемлемой частью методической
организации урока, особенно на начальной ступени обучения.Говорить о роли игры
в жизни ребенка можно долго и бесконечно, но остановимся на том, что без игры
жизнь ребенка невозможна. Так же без игры не представляются и занятия по
иностранному языку в начальной школе. Ведь, играя, дети учатся решать
элементарные коммуникативные задачи и незаметно для себя овладевают новыми
словами и грамматическими структурами.В процессе обучения инсценировка,
театральные постановки и игры - драматизации являются важным и необходимым элементом
в процессе изучения иностранного языка. Такое препятствие как «языковой
барьер», становится легко преодолимым, как только дети попадают в ситуацию
игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий
процесс. Игры - драматизации превращают неуверенного в себе, запинающегося на
каждом слове ребенка во вдохновенного артиста, произносящего свои фразы на
одном дыхании, а также играют важную роль в овладении навыками коммуникативной
компетенции.Ролевые игры и элементы драмы повышают мотивацию у школьников и
способствуют развитию коммуникативных языковых навыков. Использование драмы на
уроках и во внеурочных занятиях помогает учителю расширить социокультурный
уровень учеников, пополнить их словарный запас. Все учащиеся обычно хотят принять
участие в постановках. Следует отметить также, что драматизация помогает
преодолеть пассивность тех детей, для которых изучение языка само по себе
является трудной и непостижимой (по их мнению) задачей. Во время подготовки и
проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу
непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно
стремясь внести свой вклад в общее дело, что, естественно, невозможно без
применения знаний и умений, полученных во время занятий по иностранному языку.
Конечно, работа по постановке инсценировок – очень сложный и трудоемкий
процесс, поскольку дети неусидчивы, их внимание рассеяно. Педагогу приходится
постоянно поддерживать интерес детей к происходящему, уделять внимание каждому
участнику постановки, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка,
направлять работу учащихся,
ответственных за постановку, костюмы,
музыкальное сопровождение, декорации, реквизит. Очень важным моментом в
театрализованных постановках является то, что дети, играя определенную роль,
перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются и, даже допуская явные
ошибки в речи, не теряются, а лишь ссылаются на тот факт, что ошибка допущена
не ими, а теми персонажами, которых они играют. Основной закон детского творчества
заключается в том, что ценность его следует видеть не только в результате и в
продукте творчества, но и в самом процессе. Важно то, что дети создают, творят.
У них развивается творческое воображение, которое они могут воплотить в
спектакле. В настоящей детской постановке все – от завязки до развязки драмы –
должно быть сделано в сотрудничестве детей и взрослых, их руками и
воображением, и тогда только драматическое творчество получит видимый результат
и удовлетворение от проделанной работы. На вопрос, какие ассоциации вызывает
слово "Drama” , многие учителя отвечают, что это серьезные спектакли, связанные
с глубокими эмоциями, страданиями и подразумевающими долгие репетиции. Но драма
это гораздо более широкое понятие. Я бы хотела процитировать следующие слова:
"Drama is doing. Drama is being. Drama is such a normal thing.
”(A. Maley), и добавить, что драматизация просто жизненно
необходима в процессе обучения и воспитания школьников. Увлекательный мир спектаклей, песен, игр,
импровизаций, имитаций, может оказать учителю неоценимую помощь в формировании
и развитии языковой компетенции, решении задач эстетического воспитания,
творческих способностей детей. Драма близка ребенку, так как динамична,
действенна и напоминает мир игры, в котором он живет. Это то, во что мы
вовлечены в повседневной жизни, когда сталкиваемся с разными ситуациями.
Деятельность, которая стимулирует наше воображение, пробуждает чувства и
воодушевляет нас играть разные роли, может называться драмой. В изучении
языка драматизация превращает предмет в приятное занятие и освобождает
изучающих язык от оков страха. Занимаясь одним общим делом, учитель и его
ученики становятся единомышленниками, а значит:
·
разрушается
непонимание между учителем и учеником;
·
учитель
становится менее доминантным;
·
создается
атмосфера доверия, и улучшаются отношения учителя с учениками;
·
дети
становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе;
·
дети
учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу;
Учителя не должны
бояться показаться непрофессиональными с точки зрения режиссуры и драматургии,
так как конечная цель постановки не создание театрального шедевра, а вовлечение
детей в творческий процесс обучения языку. Сегодня в системе образования
происходят изменения. Они связаны с теми социально-экономическими процессами,
которые идут в нашем обществе. И в первую очередь – постоянно растущим потоком
информации, постоянно изменяющимися условиями жизни и постоянно возникающими
новыми требованиями к человеку. Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего
в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит,
основным условием успешности человека становятся в первую очередь его
психологические качества, способность общаться и получать информацию. А это
значит, что сегодня школа ставит перед собой главную задачу – научить
ребенка учиться!
Каким же через 2,5
года должен стать по новым требованиям сегодняшний второклассник? Главное
– позитивно настроенным: и на получение знаний, и на общение с другими, имеющим
ценности и желающим быть активным и способным реализовывать свою
индивидуальность. |