Победитель муниципального конкурса рассказов
«Мы - граждане Российской Федерации»,
посвященного 20-летию Конституции российской Федерации
«Мы - граждане Российской Федерации»,
посвященного 20-летию Конституции российской Федерации
«Разговор о Родине»
Енова Юлия
ученица 7 класса «А»
Ура! Летние каникулы! Сколько радости они приносят детям! Это время путешествий, открытий, новых встреч, о которых так хочется рассказать. Я стремилась поделиться своими впечатлениями с подругами, поведать им тайны и, конечно, узнать, как они провели лето.Енова Юлия
ученица 7 класса «А»
И вот в конце августа мы встретились в деревне после «заграничного» отдыха и были по-настоящему счастливы: Лера отдыхала в Испании, Катя прилетела с лазурного берега Кубы, а я побывала в Греции.
Дружим мы давно, продолжая чудесную традицию наших мам. Мы весело болтаем целыми днями, быстро и с удовольствием выполняя поручения бабушек. Труд после отдыха, да ещё и в хорошей компании, приятен. Нам привычно и радостно работать вместе: полоть, поливать, собирать урожай, готовить приятные сюрпризы и спектакли.
И в этот раз мы обсуждали летний отдых, водные аттракционы и экскурсии, работу аниматоров и цвет моря, как вдруг Катя сказала:
- А я хотела бы на Кубе остаться жить, навсегда… Там тепло, ласковое море, много фруктов и очень красиво!
Я поддержала подругу:
- Да! Я тоже думала об этом. В Греции замечательно! И я, наверное, осталась бы там навсегда.
Лера возразила:
- Девочки! Да вы что! Даже птицы с юга домой возвращаются, потому что здесь их Родина!
Мы приумолкли. Задумались. Было уже поздно – пора домой. После слов Леры остался неприятный осадок, непонятное чувство мешало быстро уснуть, несмотря на то, что я очень устала. Родина… птицы с юга… А почему они возвращаются?
Наступило новое солнечное утро с росой на траве и мычанием коров за окном. Бабушка пекла блинчики, а мне было не до завтрака.
- Бабуль, а ты была за границей?
- Нет, внученька, никогда.
- А на море ездила?
- Конечно! Мы очень любили с дедом в Абхазии отдыхать, и в Грузию ездили, и на Украину, и в Крым. Только это были республики одного большого государства – Советского Союза. За границу не ездили, зато в своей стране жили очень хорошо. «С южных гор до северных морей» - везде можно было путешествовать. И по работе приходилось часто ездить по стране. Было приятно, что везде встречают хорошо: гостеприимно, с радостью и уважением. Дружили люди из разных республик, писали письма, ездили в гости. Да и семей многонациональных тоже было достаточно. Все жили дружно: и радость разделяли, и в горе помогали. К нам в деревню после землетрясения в Спитаке и Ленинакане в 1988 году (это города Армении) больше тридцати человек эвакуировали, а мы приняли их как родных: всем делились, работу и жильё дали, детей в сады и школы определили. Некоторые уехали на Родину, а многие остались.
- Бабушка, а ты бы осталась за границей навсегда?
- Что ты, внучка, мест хороших в мире много, а Родина – одна!
- Вот и Лера говорит, что даже птицы домой, на Родину, возвращаются…
- А ты что же, в Греции осталась бы?
- Ну, вот ты говоришь, что некоторые армяне у нас в деревне остались. У них уже внуки, а они так тут и живут!
- Для нас тогда вся страна одной большой Родиной была! У кого родные остались в Армении, те почти сразу уехали. Но были и такие, чья семья под развалинами осталась. Некуда им было ехать, да и страшно каждый день вспоминать другую жизнь, которую не вернуть…
- А мы вчера говорили весь день об отдыхе, а поспорили о Родине!
- А что тут спорить, ведь и в пословицах говорится: «На чужой стороне Родина вдвойне милей», «Где родился, там и пригодился», «За морем теплее, а у нас светлее».
- Да-да, я знаю. «Человек без Родины, что соловей без песни»! И для меня это не просто слова.
- Конечно, любовь к Родине в душе должна быть! К семье, родным местам, стране. Ты знаешь, что есть в нашей стране основной закон. Конституцией называется.
- Бабушка, а мне интересно, чем Конституция от обычных законов отличается?
- Много есть отличий: во-первых, ее по-особому принимают ( все люди за нее голосуют); во-вторых, от нее зависят другие законы в нашей стране; в-третьих, она самая главная. В Конституции сказано обо всем: какой строй у нас, какие права и свободы есть у человека. Много важного в ней написано.
- Мы на занятиях по социальной практике учились составлять синквейны. У меня о Конституции вот какой получился:
Конституция.
Российская, главная.
Определяет, защищает, закрепляет.
Основной закон нашего государства.
Ценность.
- Не знаю, внучка, что такое «синквейн», но ты все правильно поняла.Российская, главная.
Определяет, защищает, закрепляет.
Основной закон нашего государства.
Ценность.
И тут я вспомнила, что на уроках обществознания мы узнаём о своих правах и обязанностях как граждан государства. Например, о праве личной неприкосновенности, тайне частной переписки, свободе труда и передвижения, свободе совести, свободе слова и печати, гражданском равенстве. А уроки истории позволяют нам узнать, каким трудным, насыщенным датами и событиями был путь нашей страны и как появилась конституция.
Я знаю, что в России первая попытка создать конституцию была предпринята в 1730 году. Некоторые конституционные функции должно было выполнять планировавшееся Уложение, для разработки которого Екатерина II созвала Уложенную комиссию. Впоследствии конституционные проекты разрабатывались окружением Александра I и декабристами. В 1905-1906 годах были приняты Основные государственные законы Российской империи, фактически ставшие первой конституцией России. Однако развитие конституционного процесса было прервано Февральской революцией 1917 года. В Российской Федерации некоторое время действовала Конституция РСФСР 1978 года с внесёнными в неё Съездом народных депутатов многочисленными поправками. 12 декабря 1993 года на референдуме была принята современная конституция Российской Федерации. Удивительно, у нашего государства многовековая история, а главному закону, по которому мы живём, всего двадцать лет!
Что же такое гражданственность и патриотизм? Каждый из нас, наверное, задумывался об этом. Когда я изучаю историю России, я узнаю много интересного. Цари, государственные деятели, композиторы и художники, народ-труженик – все они патриоты, создававшие историю моей страны.
А я получается не гражданин и не патриот? Стыдно мне, что я так легко от Родины отказаться хотела… И вспомнились стихи моей любимой поэтессы Юлии Друниной о России:
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа!
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, глубоко понимаю,
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь!
А когда мы с девочками встретились, оказалось, что и они много думали о нашем вчерашнем разговоре. Мы решили, что быть гражданином и любить Родину нужно не только за что-то, но и вопреки… Даже если тяжело, нужно чем-то пожертвовать, отдать часть душевного тепла. Как делали многие поколения граждан России до нас.Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа!
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, глубоко понимаю,
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь!
Я думаю, что наша дружба, общие дела и переживания – это тоже показатель того, что мы – граждане. Граждане России, которые будут хорошо учиться, чтить Конституцию, заботиться о пожилых людях, уважать родителей, помогать младшим. Ведь в этом и заключается сейчас наш гражданский долг.