Беседа о школьном травматизме
20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята Декларация прав ребенка, которая содержит 10 принципов. Принцип №4 гласит: ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровое развитие. В нашей стране этому принципу уделяется надлежащее внимание. Принцип №9 гласит: ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения к себе. Всегда ли ребенок достаточно защищен, в частности от получения травм? Можно ли предупредить детские травмы?
Самое главное – информированность детей о тех обстоятельствах, при которых дети чаще всего получают различные травмы. Первостепенную роль в этом играют, конечно, родители и близкие люди. Детские игры на улице порой приводят к травмам, иногда к серьезным. Так взрослые люди замечали, когда дети возраста от 3-го класса до 7-го класса цепляются к автобусам или движущимся предметам на железнодорожных путях, шумными группами очень подвижно ведут себя на краю железнодорожной платформы. Известны тяжелые увечья, как следствие такого рискованного поведения. Наблюдаются и такие детские развлечения, как залезание на дерево и раскачивание на его ветках, что может привести к различным повреждениям. В зимнее время дети любят играть и кататься на горках. Я наблюдала, как горка размещалась на берегу реки со спуском к незамерзшей воде. Часто во время групповой игры дети начисто забывают об осторожности, появляются возбуждение и бравада – это благоприятные условия для серьезных ушибов, переломов костей и нанесения ран. Понятно, что неприятности будут сведены к минимуму, если такие развлечения детей будут проходить под присмотром взрослых людей (родителей, родственников).
Случаются и школьные травмы. Эти травмы не трудно предупредить, если и в семье, и в школе прививать навыки группового поведения детей, пресекать агрессивность, разъяснять пагубность несоблюдения культуры и правил поведения вообще. На уроках физкультуры, технологии необходимо внимательно слушать преподавателей о мерах предосторожности, разработанных для конкретных занятий, а также обязательно правильно пользоваться специальной одеждой и защитными предметами. Актуальна проблема предупреждения повреждения глаз.
- Разъяснять детям, желательно с примерами из жизни, об обстоятельствах, приводящих к травмам.
- Постоянно прививать культуру поведения детей и в жизни, и в школе, и при подвижных играх.
- За детьми любого возраста необходим присмотр взрослых, ещё лучше, если в семьях и школьных классах разработать Кодекс безопасности с активным участием самих детей.